Подготовка результативных бизнес – команд
Затронем тему подготовленности (по-другому – «тренированности») команд.
Почему важно это сделать?
Я много работал с разными командами, и во многих случаях наблюдал одно и то же – можно долго работать с командами на интеллектуальном уровне – прояснять и формировать понимание (цели, стратегии, миссии, задач, распределения ответственности, правил поведения и так далее).
Можно даже успеть уделить внимание мотивационной составляющей – прояснить истинные цели и стремления, помочь команде стать «единым целым», создать особый «командный дух».
Но все это в целом частенько разбивается об один и тот же «камень» – поведение участников команды не в полной мере, или вообще не соответствует тому, о чем договорились, что сказано или напечатано, тому, какие решения были приняты. Более того, фактическое поведение не соответствует даже тому, участники хотели бы делать, как хотели бы действовать.
Оттолкнувшись от обратного, можно с уверенностью сказать – команды, которые способны на деле создавать то, что задумано, всегда оказываются лучшими и достигают большего.
Привычка – сила формы
Все люди действуют в основном на уровне привычек, и команды здесь – не исключение.
Для того, чтобы справляться с миром, каков он есть, нужно уметь действовать достаточно эффективно на «автомате».
Привычки помогают нам, но они же могут стать препятствием для нового, для изменений. Очевидно, что каждый раз, когда перед командой встает новая цель, следует проводить инвентаризацию привычек.
Целостность, или формула результативных команд
Мы в Business Gym называем командами только те сообщества, в которых действия совпадают с целями и внутренним настроем.
Это означает, что командам нужно стать целостными:
- интеллектуально компетентными
- эмоционально компетентными
- компетентными на уровне эффективного взаимодействия – как внутри, так и со всеми внешними участниками процессов.
Интеллектуальная компетентность команд
Это привычки работать с точными целями и понятными приоритетами.
Для формальных сообществ – путь полемизировать и упражняться в демагогии вместо делания. Для настоящих команд – вопрос точности образа результата и способ скорейшего решения всех рабочих споров в разрезе целесообразности вместо рассмотрения мнений и возможностей.
Точная постановка целей, их полное понимание, работа с цифрами и показателями, формулирование командных стратегий.
Эмоциональная компетентность команд
Чем более амбициозные задачи стоят перед командой, тем в большей степени эмоциональная компетентность становится решающим фактором для успеха или неудачи всей команды.
Это вопрос атмосферы в команде, где можно для выбранной команды поставить точку на прямой между «сотрудничеством» и «противодействием». Мы предлагаем измерять такими субъективными индикаторами как:
- Уровень открытости и искренности
- Уровень доверия
- Уровень поддержки участниками друг-друга
- Уровень мотивации участников
- Уровень вовлеченности участников в общую деятельность (неформальность команды)
- Информированность участников о личных обстоятельствах некоторых членов команды
Низкую эмоциональную компетентность можно увидеть в жизни бизнес – команд, которым бывает «некогда» просто посмотреть друг другу в глаза, обменяться настоящими мнениями, сомнениями, идеями, и по-настоящему согласовать свои действия.
Поведенческая компетентность команд
А теперь мы подошли к самому интересному.
В организациях для работы с изменением поведения часто используется метод разработки «кодексов поведения». Иногда он «обретает» более мягкие черты, и тогда мы видим перед собой «корпоративные ценности» и «корпоративные компетенции». Но суть остается та же – для достижения конкретных целей, конкретных стратегий необходимо определенное поведение и умение концентрировать усилие на том, чтобы поддерживать в себе и других именно «это», а не «другое» поведение.
Нередко «эксперименты» с «корпоративными ценностями» и «корпоративным поведением» приносят компаниям не только выигрыш, но и достаточно большие трудности.
Если, например, заявлять одни ценности и принципы действий, а на уровне поведения придерживаться чего-то другого, можно потерять доверие и создать совершенно формальные команды с формальным отношением к делу.
И вот почему: поведение всегда связано с волей, без управления «усилием» и «направлением усилия» поведение не может считаться осознанным.
И вот воли-то – к реализации изменений, к достижению поставленных целей, к изменению поведения и способов взаимодействия, часто не хватает – как руководителям, так и командам.
Как-то незаметно, но масштабно, многие руководители, предприниматели, стали увлекаться спортом, и соревнованиями – в основном циклическими видами, бегом, триатлоном.
Если посмотреть внимательнее, что стоит за этим трендом, можно увидеть, что соревновательный, и в первую очередь, спорт, сопряженный с физическими нагрузками, помогает развивать именно волю – силу, которая способна менять собственное поведение для достижения конкретной цели.
Удивительно, что способности правильно концентрировать волю может не хватать – в то время, как созданы все условия для высвобождения времени и ресурсов – электронные системы управления, хранения и обработки информации, системы обучения.
Это, конечно, отдельная тема, но, похоже, чем с большим количеством информации – входящих данных, знаний, показателей, сигналов об изменениях мы имеем дело, тем хуже начинают обстоять дела с волей и ее эффективным применением.
Что в реальности
Давайте посмотрим, что происходит в реальной жизни многих бизнес-команд, особенно в России.
Да, новые задачи ставятся, для решения новых задач приглашаются уникальные и достаточно дорогие руководители, сотрудники.
Ставятся цели, вырабатываются стратегии, но затем … команды, недостаточно натренированные на качественное командное и кросс-командное взаимодействие, начинают совершать ошибки, «тормозят» процесс, формально решают задачи, даже распадаются.
Предполагается, что руководитель команд должен обладать достаточной экспертизой для того, чтобы создавать эффективные команды, то есть, кроме своей технической экспертизы, обладать навыками и качествами «тренера» (если брать в аналогию тренера спортивных команд).
Я, конечно, встречал таких руководителей, но не слишком много.
Чаще всего это были руководители «от Бога» (врожденное чутье – как и что нужно делать с людьми, чтобы они сработались и вместе проходили процессы изменений).
Кому-то повезло самому работать под управлением «опытного тренера», и такие руководители пытаются действовать по «образу и подобию».
Это не означает, что слишком большое количество команд и их руководителей неэффективны.
Это означает, что компании недополучают КПД, который мог бы приносить гораздо больше прибыли, а также удовлетворения всем – руководителям, сотрудникам, клиентам.
Конечно, для команд проводятся тренинги и семинары, командный коучинг, сессии по командообразованию.
По моим наблюдениям, примерно в 60% случаев команды получают теоретический материал, в 30% процентах случаев происходит реальная работа с эмоциональной компетентностью, и только 10% остается на тренировку новых действий в изменившихся условиях.
Это не очень-то эффективный расклад для обеспечения результативного обучения, и основная нагрузка, как и раньше, остаётся на руководителе.
Часто сессии по командообразованию имеют «отвлеченный» характер, то есть напрямую не связаны с целями и задачами, с которыми работает или будет работать команда. Два дня или несколько часов не добавляют командам уверенности в том, что если у них получилось вместе успешно перелезть по канату через ущелье, то настолько же успешно они справятся с новой бизнес-стратегией, с новыми задачами.
Тренинги, в процессе которых команды получают для себя новые знания, тоже перестают быть эффективными, потому что знаний все больше, а способности превращать их в новое поведение все меньше и меньше – нет времени, некогда тренироваться, избыточное количество знаний становится обузой.
Принципы спортивных достижений и эффективные команды
Вот что мы обнаружили в совместном исследовании с коллегами в компании «Business Gym»: с точки зрения подготовки спортивных команд, бизнес-обучение часто «страдает» отсутствием системного, по-настоящему последовательного подхода.
В основном тренеры, коучи, консультанты, используют подход «пришел-увидел-победил».
К этому же, к сожалению, привыкли и компании, и мы все вместе поддерживаем иллюзию, что короткие сессии обучения, сессии командо-образования, стратегические сессии, способны обеспечить выдающиеся результаты команд.
Не способны (только если речь не идет о действительно подготовленной команде, которой может хватить стратегической сессии или небольшого обучения в формате тренинга).
В профессиональном и любительском спорте используются принципы, которые можно с успехом применять и в подготовке команд, руководителей. Вот некоторые из них:
Сначала – потенциал, потом цели
Если вы придете к тренеру, и скажете, что хотите выиграть марафон, хотя раньше не бегали, сначала он попросит вас рассказать и показать, на что вы способны в данный момент.
Это – точка отсчёта, с которой все начинается, «контрольная тренировка».
И для тренера, если он настоящий тренер, не так важно, являетесь ли вы уже физически развитым. Есть множество случаев, когда именно «слабые» претенденты на лидерство оказывались на вершине успеха, а не те, у которых изначально были все данные для хорошего результата.
То же самое с командами – чем более точно определена «точка отсчёта», тем более успешным окажется процесс и результат подготовки.
При этом планируется развитие всех трех основных компетенций – интеллектуальной (в нее входит и постановка цели в том числе), эмоциональной (умение справляться с давлением, определение значимой мотивации) и, наконец, поведенческой (развитие силы воли, которая позволит не сдаваться столько раз, сколько необходимо для достижения результата).
Последовательный рост
Если потенциал определен точно, тренер (и руководитель, конечно же) видит – как и в какой последовательности необходимо постепенно увеличивать нагрузку, давать решать новые задачи.
Сами команды, как правило, могут или переусердствовать («мы все можем»), что приводит к эмоциональному и даже физическому «сгоранию», или пытаться уменьшать нагрузку, недооценивая собственные возможности. Именно поэтому нужен взгляд «со стороны» и своевременная корректировка нагрузки.
Баланс вызова и поддержки
Настоящий тренер (и настоящий руководитель) знает, что все развивается циклически, сила команды не растет строго экспоненциально.
Поэтому нужно уметь чередовать «напряжение воли» с «правильно организованным выдохом». Без учета этого фактора множество команд, обладавшие изначально достойным потенциалом, так и не смогли выйти на «финишную прямую победителей».
Тренировка Воли
Для командного результата этот пункт имеет самое большое значение.
На пути к цели наша воля регулярно подвергается проверке. Это случается, когда мы сталкиваемся с новой для себя задачей, когда предстоит неприятная часть работ, когда мы сталкиваемся с неудачами, когда наши ожидания не оправдываются и т.д. Каждое из таких воздействий ставит нас перед выбором – продолжать действовать осознанно в направлении выбранной цели или включить «автопилот» привычек. Все сдаются рано или поздно, вопрос только в том случится ли это до или после реализации цели, а пока привычка делать по несколько шагов в направлении цели каждый день не будет сформирована и начнет работать на нас – нужен человек который:
- Всегда будет на нашей стороне
- Верит в нас
- Не дает «сливаться»
- Может помочь советом
Повезло тем из нас для кого эту роль выполняет руководитель или наставник, остальным приходится справляться самостоятельно.
Новый подход в обеспечении результативности работы бизнес-команд
Времена меняются, и вместе с ними меняются подходы в работе с командами.
Новые знания и работа с эмоциональной компетентностью, конечно же, необходимы для успеха и развития.
Но – только если эти новые знания и компетентность совмещены и синхронизированы с развитием «командной воли» – способности учиться действовать по-новому, способности сообща эффективно концентрировать внимание на реализации принятых решений, выполнении задач.
Что общего между спортивными достижениями и работой бизнес-команд?
- Конкретные цели
- Сжатые сроки
- Минимум теории — максимум практики
- Новые задачи и необходимость «учиться на ходу»
- Нагрузка не снижается, а постоянно повышается
Исходя из сказанного, аналогия становится не просто очевидной — очевидно то, что в существующих условиях командам, как и опытным спортсменам, необходим особый, «правильный» режим тренировок.
А что происходит на практике?
На практике команды «тренируются» (обучаются) не системно, а эпизодически. Мало того, часто команды получают много информации, но не успевают овладеть практикой реального изменения в принципах работы и деловом взаимодействии. В большинстве случаев это приводит к тому, что принятые решения, утвержденные стратегии приходится менять «на ходу», увеличиваются сроки и расходы, общая эффективность работы команд оказывается ниже ожиданий.
Чтобы изменить подход в обучении бизнес-команд, компанией «Business Gym» разработана специальная программа, основанная на принципах самых успешных спортивных тренировок.
Почему это «работает»
- Навык «синхронного взаимодействия» в движении к общей цели в основном тренируется, он практически никогда не «рождается» на уровне понимания
- Формат работы «Вызов + Поддержка», используемый в спортивных тренировках, не в меньшей степени оказался необходимым для бизнес-команд — условия конкуренции делают необходимым «командный дух в действии»
- Не случайно многие успешные бизнесмены в наше время выбирают для себя спортивные тренировки, так как это позволяет «держать себя в форме». Вашим командам это тоже необходимо
Как результативно тренировать команды
Прежде всего, системно.
Не стоит надеяться, что один или несколько тренингов, в процессе которых команда получит новые знания или потренируется согласованно собирать пазл, действительно поможет ей справиться с поставленными задачами (особенно если они амбициозные).
Поэтому системно – это достаточно долго. Полгода, в некоторых случаях – год. Конечно все зависит от состава команд и поставленных задач.
Второе условие – регулярность. Должен быть ритм, ведь именно он помогает постепенно «нарабатывать необходимые мышцы».
Третье условие – «инвентаризация» знаний. Есть знания, которые помогают двигаться к цели, а есть те, которые могут быть успешно использованы, как «отмазка» в случае провала, или же просто они могут «висеть» в сознании команды «мертвым грузом».
Четвертое условие – баланс вызова и поддержки. За максимальным напряжением должен следовать этап «выдоха», иначе команда может потерять мотивацию и даже работоспособность.
Пятым пунктом проверьте – есть ли в команде атмосфера, как минимум атмосфера сотрудничества и взаимной поддержки, согласованности.
А далее – как настоящий спортивный тренер, вы можете следить за тем, что будет необходимо в этот момент.
Вопросы для проверки
Не всегда, конечно, вопрос в том, что командам не хватает умения правильно работать с волевым усилием, командной дисциплиной по совместному достижению целей.
Вы можете проверить, стоит ли применять «спортивный подход» в тренировке именно ваших команд, ответив на следующие вопросы:
- Как часто вы испытываете спокойствие за работу ваших команд?
- Какой процент из принятых решений реально выполняется?
- Сколько по-настоящему прекрасных идей или предложений для повышения эффективности вашего бизнеса дошли до реального внедрения?
- Сколько из начатых важных проектов / изменений доведено до конца?
- Какой объем знаний и информации, полученных командами из тренингов, семинаров и вебинаров, действительно используются на практике?
- Вы заказываете одну за другой стратегические сессии, но результат все равно не устраивает?
- Сколько в действительности стоит обучение для вашей компании, если до реального внедрения в повседневную практику доходит менее 5% всех инструментов и технологий?