Меняйте «правила игры», а не людей!
Много ли сейчас на рынке тех, кого вы были бы счастливы взять на работу?
Опытных и, одновременно, амбициозных руководителей, специалистов, которые приносят вам доход, но не слишком «утончают» зарплатные и мотивационные бюджеты компании.
Конечно, можно идти путем «перебора», постепенно создавая команду тех, кто вам действительно нужен, и кому нужны вы.
Однако, сколько времени на это потребуется, и сколько возможностей вы можете пропустить за это время?
Люди не меняются
Вы наверняка уже знаете, что «большая часть» этой фразы верна. Она не верна в принципе, потому что всегда есть около 5-10% тех, кто действительно способен меняться, кому это нравится, кто обладает большей осознанностью и гибкостью сознания, кто действительно заинтересован и способен менять свои привычки и способ взаимодействия с миром, с людьми, с задачами и стратегиями.
Но все же: большая часть людей на планете и в бизнесе – не меняются. Максимум, что вы можете сделать с ними – оценить их потенциал и в дальнейшем, осознавая их сильные стороны и ограничения, «правильно» применять имеющийся потенциал.
И, конечно, не всегда получается в итоге «сложить общий пазл» из тех, кто вошел в ваши команды, для того, чтобы вы получили «команду мечты».
Но попытки поменять людей не прекращаются
Несмотря на то, что на уровне понимания лидеры скорее согласны с тем, что «люди не меняются», на уровне ожиданий и взаимодействия редко кто «останавливает» попытки изменить их в реальности.
Это тоже можно понять – во-первых настоящие лидеры сами часто выбирают развивать себя и свои навыки, а это «автоматически» неосознанно формирует аналогичные ожидания и от тех, кого они нанимают.
Во-вторых, «легче» попытаться изменить людей, чем выделить время на совмещение (а сначала осознание) реального потенциала людей по отношению к задачам или стратегии.
Есть и третья причина. В некоторых командах, которые мы тренировали, так или иначе иногда проявлялся «политический фактор»: в командах были, например, руководители, которых сложно или невозможно было уволить по ряду причин. А что с ними можно сделать, если у тебя нет права попрощаться? Ну хотя бы попробовать их «изменить»!
Момент трезвости
Давайте попробуем трезво взглянуть на общую ситуацию и возможные решения. Если взять за аксиому, что примерно 95% ваших руководителей не будут меняться ни при каких условиях, а новые задачи всегда будут появляться, потому так устроена жизнь, то какие альтернативы возможны для лидеров компаний, CEO, руководителей направлений и блоков в современных компаниях?
Аналогия из спортивных соревнований
Спорт – это не только интересное и захватывающее зрелище. Это еще и множество подсказок для бизнеса и руководителей. Например: как тренеры футбольных и хоккейных команд в целом обеспечивают «работоспособность» своих команд – они не пытаются набрать только «звезд» (всех не соберешь и это слишком дорого), они не пытаются сделать из всех «универсальных игроков», потому что знают, что у каждого из них есть и сильные, и слабые стороны. И что они делают точно, и во что вкладывают максимум усилий – это тренировка реальной сыгранности реальных людей (с учетом, конечно, всевозможных персональных мотиваций).
То есть, тренер знает, что сначала команда будет «сырой», несыгранной, и потребуется время и усилия для того, чтобы команда стала сильной, мощной = сыгранной.
А чем бизнес – не спорт?!
Конкуренция налицо, всегда необходим баланс между целью, бюджетами и способностями игроков. Время сжато, и даже после победы расслабляться можно лишь ненадолго.
Почему бы не взять на вооружение то, что действительно работает?
Менять Игру, а не игроков
Конечно, можно и игроков, особенно если что-то идет явно не так. Например, как в фильме «Человек, который изменил всё». Но все же, не это – главное. Главное – с каким Отношением в ваших командах играют менеджеры, которых сейчас мы называем «игроками». Они могут делать это формально, могут «из под палки», с верой в результат, или без веры, уважая компанию, вас и друг друга, или заботясь исключительно о личных интересах или амбициях.
От этого, в итоге, может складываться «амбициозный результат», или же его отсутствие.
А для того, чтобы правильное Отношение сложилось, точно недостаточно финансовой мотивации.
Нужна Общая Игра, в которую будет верить большая часть игроков в вашей команде. Когда это случается, даже если в команде мало «звезд», она становится способна достигать поставленных целей или даже – выиграть у «профи» (как например, команда любителей из Исландии выиграла на чемпионате Европы по футболу у профессиональной команды).
Несколько примеров команд, которые проходили тренировку Business Gym с нашим участием, показывают, что это точно не случайность, а система, рабочий принцип.
Конечно, вам придется менять членов команды, особенно если впереди – амбициозная цель или настоящие изменения.
Но лучше, если это произойдет естественным образом, чем вы будете сконцентированы на поиске «подходящих игроков» в те моменты, когда от вас потребуется качественная концентрация внимания на задачах по развитию или внедрению изменений.
Лучше, если вы займетесь созданием Новой Игры, а не проблемами, связанными с отдельными «игроками».
«Игра» команды – это набор негласных правил, принципов и базовых привычек на уровне взаимодействия, повторяющихся снова и снова, о которых все знают (догадываются), но никто не называет в слух. То, чем команды занимаются на самом деле!
Из чего «сделана» Игра команды
Как и любая другая, она состоит из Целей, Ресурсов, Игроков, Роли лидера (лидеров) и – Правил Игры. В любой из этих составляющих у вас может быть «порядок», или недостаточность.
Проще всего с Ресурсами – всем их не хватает )))
Сложнее бывает с Целями – по результату иногда оказывается, что они были либо «взяты с потолка», либо некачественно сформулированы или делегированы.
Еще сложнее с Ролями, потому что если цели сформулированы некачественно, то и роли распределены «не в цель». Плюс – не всегда удается уложиться «в карту ролей».
А самое непростое, и, конечно же, «оставляемое на потом» – это правила игры, и сама «Игра».
Причина очевидна – во-первых нужно захотеть «увидеть» то, «во что мы играем на самом деле» (а для этого нужно уметь «остановиться» и посмотреть со стороны, что мало кто себе может позволить), и, во-вторых, изменение правил, привычек в способах принятия решений и во взаимодействии требует времени и находится очень далеко от «Таблетки номер 6».
Нужно время, необходимо осознанное системное внимание и усилие – как от лидера, так и от его команды. Но: именно это дает самый надежный и реальный сдвиг с точки зрения концентрации всех вовлеченных лиц на Результате и его достижении!
Что происходит, когда вы смогли создать Новую Игру
- Вы можете спокойно больше делегировать и не бояться, что вам придется снова «все везти на себе»
- Часть нагрузки по разработке новых решений возьмут на себя ваши команды
- В целом уровень вовлеченности в управленческой команде должен вырасти, и, вместе с ним постепенно будет вырастать уровень вовлеченности в командах более низкого уровня
- Стратегические цели и задачи по развитию перестают быть «космическим объектами» и «задачами на потом»
- Люди сами будут брать на себя обязательства, вместо того, чтобы ждать, когда вы их им «вручите»
- Появится больше Интереса и Инициативы
- Вам не нужны будут тренинги и технологии по «командообразованию» – команды сами по-настоящему само – организуются, когда есть настоящие командные цели и вовлеченность в их достижение
Как создать Новую Игру
Есть несколько важных шагов, если вы захотите осознанно изменить Правила Игры, чтобы получить конкретные Результаты:
- Прежде всего, вам нужно будет начать с себя – если вы лидер, вы всегда создаете уникальную Игру – осознаваемую, или «не очень». Это позволит вам лучше понять, чего вы хотите от команды, и кто на самом деле должен быть в ней
- Определить существующую игру команды – она может полностью совпадать с вашей персональной Игрой, а иногда – даже противоречить ей (мы не верили, пока не увидели сами!)
- Наметить контуры Новой Игры, её правила и условия для ее внедрения
- ИГРАТЬ! Необходимо задействовать «игровую составляющую». Это работает всегда – не только с детьми, но и со взрослыми. Игры могут быть даже скучными и сложными, но важно, чтобы все-таки это была именно Игра, и можно было обговаривать и менять правила игры по ходу дела
- А под эту Игру – контуры команды, Основных Игроков
- И далее (по аналогии со спортом) – тренироваться быть настоящей командой, что означает не только выполнение основного цикла управления, но и создание такой механики Взаимодействия, которая гарантирует повышение результативности работы – не за счет дополнительных финансовых или временных ресурсов, а за счет «того самого эффекта работы Команды!»